Пособие по неуплате алиментов
Одно из прав, закреплённых Семейным кодексом Российской Федерации – право несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи на получение содержания (алиментов).
Тем не менее, реалии современной жизни показывают, что неуплата алиментов становится рядовым явлением и имеет, к сожалению, своё широчайшее распространение. Но даже в случае, когда такая уплата осуществляется, зачастую средств, выплачиваемых обязанным родителем, не хватает на полноценное содержание ребёнка.
Связано это с различного рода причинами: это и невысокий уровень дохода обязанного родителя, и сокрытие плательщиками алиментов реальных доходов и мест их получения.
Всё это приводит к установлению алиментных выплат ниже уровня, при котором возможно достижение главной цели алиментов – содержания ребёнка. Ввиду законодательного отсутствия минимальных размеров установления выплат, такие ситуации становятся частыми.
Именно так характеризуется в пояснительной записке к внесённому на обсуждение 04.04.2014 г. депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Мироновым, О.А. Ниловым законопроекту № 489583-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части усиления гарантий прав ребёнка на получение алиментов» (далее – Законопроект № 489583-6) одна из ключевых проблем современности – ненадлежащее исполнение алиментных обязательств родителями.
Согласно официальной статистике, к началу 2017 г. каждый третий плательщик алиментов отказывается выполнять свои обязательства, полагая, что родитель (зачастую мать), осуществляющий в одиночку воспитание ребёнка, не сможет ничего предпринять для того, чтобы получить установленные законом средства на его содержание.
Как уже отмечалось ранее, зачастую плательщики алиментов скрывают свои реальные доходы, устраиваясь на неофициальную работу, либо трудоустраиваясь официально, но в другом субъекте Российской Федерации, не по месту жительства ребёнка, скрывая при этом свой переезд от второго родителя (бывшей супруги), либо вовсе меняя фамилию. Нерадивые неплательщики алиментов прибегают порой и к более изощрённым методам, таким, как фиктивное вступление в брак с целью создания фиктивной семьи, либо наоборот, фиктивное расторжение нового брака с последующим взысканием алиментов с целью ухудшения материального положения, либо оформление фиктивной инвалидности. Всё это приводит к увеличению невыплат алиментов на содержание несовершеннолетних детей, а в случае взыскания алиментов в твёрдой денежной сумме – к отказам в заявленных суммах алиментов, уменьшая их до более низких денежных планок.
Предлагаемые Законопроектом N 489583-6 новшества предполагают, что минимальный размер алиментов, взыскиваемых с родителей, не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
К кардинальным изменениям, вносимым Законопроектом N 489583-6, следует отнести установление так называемого пособия по неуплате алиментов. В частности, в соответствии с п. 7 ст. 2 Законопроекта N 489583-6, суммы ежемесячного содержания ребёнка, определяемые в размере не ниже минимального размера алиментов, установленного п. 3 ст. 81 настоящего Кодекса (СК РФ), выплаченные бюджетом субъекта Российской Федерации в период розыска родителей (родителя) ребёнка, уклоняющихся (уклоняющегося) от уплаты алиментов, взыскиваются с этих родителей (родителя) в доход бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанные требования приравниваются к требованиям об уплате алиментов.
Законодательным собранием Ульяновской области справедливо было отмечено, что поправка, касаемая размера алиментов, фактически не раскрывает, об отношении к прожиточному минимуму какого субъекта Российской Федерации говорится, субъекта, в котором проживает ребёнок, или же субъекта, являющимся местом жительства родителя, обязанного выплачивать алименты.
Помимо этого отмечено отсутствие указания величины прожиточного минимума, т.е. на душу населения, или по основной социально-демографической группе населения (трудоспособное население, дети).
В целом, законодательными собраниями Ульяновской, Вологодской областей, парламентом Кабардино-Балкарской Республики Законопроект N 489583-6 был поддержан. В настоящее время, данный законопроект по-прежнему находится на стадии рассмотрения.
При реализации проекта «Усиление гражданской активности маргинализованных женщин в Самарском регионе» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство» (http://civildignity.ru)