В минувшую пятницу в мэрии состоялось заседание Совета по делам инвалидов при мэрии городского округа Тольятти под председательством мэра Анатолия Пушкова. На нем были рассмотрены вопросы доступности образования для инвалидов, о  возможности его продолжения в высших учебных заведениях, о трудоустройстве, об оказании медицинской и социальной помощи.

По словам руководителя территориального управления министерства образования и науки Самарской области Ларисы Загребовой,  в Тольятти накоплен значительный опыт в организации профессионального обучения детей-инвалидов.  В учреждениях начального и среднего профессионального образования городского округа обучаются 163 ребенка. С 2005 года функционирует Ресурсный центр профессионального образования (РЦПО), в котором обучаются дети не только из Тольятти, но и из других городов России – Сызрани, Смоленска, Оренбурга. Цель его работы – подготовка лиц с нарушением слуха в качестве высококвалифицированных специалистов по профессиям начального профессионального образования.  В текущем году в Тольяттинском социально-педагогическом колледже в рамках программы приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 гг. организовано дистанционное обучение группы студентов-инвалидов.  В техникуме сервисных технологий и предпринимательства организованы 4 группы для выпускников коррекционных учреждений по профессии «портной» и планируется открытие еще одной группы. В 2001 году в техникуме технического и художественного образования запланировано открытие   группы по профессии «столяр».
Заместитель руководителя департамента образования мэрии Елена Пинская отметила, что в детских образовательных учреждениях города создаются условия, обеспечивающие доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Коррекционная помощь оказывается 3220 детям-дошкольникам в 49 МДОУ. Действуют специализированные группы компенсирующей направленности: для детей с ДЦП, сахарным диабетом, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом. Функционируют группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В общеобразовательных учреждениях обучается 598 детей, из них 249 детей – индивидуально на дому. Социальная политика, осуществляемая в городе, направлена на создание «безбарьерной среды».  В рамках областной программы с целью устранения внешних барьеров в МОУ школе № 69 оборудована подъемная платформа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, установлен пандус, выделен специально оборудованный микроавтобус, обеспечивающий доставку 10 детей инвалидов-колясочников. В семи МОУ установлены пандусы, планируется установка еще восьми.
Как сообщает пресс-центр мэрии, Тольятти является пилотной площадкой по внедрению проекта дистанционной поддержки обучения детей-инвалидов. В школах, где он реализуется, созданы соответствующие условия: приобретены ноутбуки, педагоги прошли специальное обучение. Как отметила Елена Пинская, потребность в дистанционном обучении растет: если в начале эксперимента, в 2009 году, в нем приняли участие четверо учащихся, то сегодня согласие на обучение с использованием дистанционных технологий дали согласие родители 22 обучающихся. На сайте департамента образования для родителей размещена информация по всем вопросам, а также контактные телефоны и адреса специалистов.
По информации ГУ Центр занятости гражданам, имеющим группу инвалидности, предлагаются вакансии по имеющимся профессиям, с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации. Но, как правило, работодатели отказывают в приеме на работу инвалидам, отдавая приоритет здоровым гражданам. Проблема трудоустройства стоит очень остро. В настоящее время предприятиям предлагается участие в Программе создания специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, на которые предоставляются субсидии на безвозвратной и безвозмездной основе. Максимальный размер субсидий на создание одного рабочего места в 2010 году составлял 31500 руб., в 2011 году планируется повысить до 52631,50 руб.
Подводя итоги заседания, мэр Анатолий Пушков отметил: «Очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не ощущали «барьеров» во внешней среде. Считаю, будет правильным найти возможность для установки запланированного количества пандусов уже к 1 сентября. Также считаю правильным курс на освоение интернет-технологий в образовании. По поводу трудоустройства необходимо убеждать руководителей предприятий оказывать в этом деле Городскому Центру занятости всяческую поддержку».
Источник http://tlt.ru/articles.php?n=1933651